Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

климов элем германович

Энциклопедический словарь

Кли́мов Элем Германович (р. 1933), кинорежиссёр, народный артист Российской Федерации (1997). Фильмы: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964), «Спорт, спорт, спорт» (1971), «Агония» (1985), «Прощание» (1983), «Иди и смотри» (1985). В 1986-90 1-й секретарь правления СК СССР.

* * *

КЛИМОВ Элем Германович - КЛИ́МОВ Элем Германович (9 июля 1933, Сталинград, ныне Волгоград - 27 октября 2003, Москва), российский кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

В жанре комедии

Окончил в 1957 Московский авиационный институт, в 1964 - ВГИК (мастерская Е. Л. Дзигана (см. ДЗИГАН Ефим Львович)). Уже в студенческой работе «Жених» (1960) проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском подтвердил и в первом профессиональном фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в сферу воспитания детей в пионерском лагере. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как следующая работа «Похождения зубного врача» (1965). В ней наряду с эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически переосмысленные сцены из «Октября» С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович)) вполне в духе автора теории «монтажа аттракционов», ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе.

«Агония»

Проект своего рода исторического лубка о пришествии во власть неграмотного сибирского мужика Григория Распутина (см. РАСПУТИН Григорий Ефимович), предложенный И. А. Пырьевым (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович), тогдашним директором «Мосфильма», который (сам в прошлом комедиограф) как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти молодого режиссера от гнева более высоких инстанций. Но по иронии судьбы именно этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным. Двадцатилетняя - от возникновения идеи до выхода картины «Агония» (1974-81, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Венеции, 1982) в официальный прокат в 1985 - история борьбы Климова за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство Распутина заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах сценария, до формы историко-хроникальной драмы в окончательной версии) действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской истории. С другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные) уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения «порочного старца», новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино. Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости революции. И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии 1973) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных моментов, то в последней редакции 1981 неотвратимая поступь Великого Октября демонстрировалась благодаря более привычному ходу кинолетописи, смонтированной под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) - не менее нервно звучащий Альфред Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич)).

На переломе

Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря (гибель в 1979 в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько (см. ШЕПИТЬКО Лариса Ефимовна)), а также сама атмосфера советского общества застойных лет все явственнее определили более трагическое мироощущение, свойственное Климову в последующий период. Документальная лента «Лариса» (1980, специальный приз на Международном кинофестивале в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина «Прощание» (1982, выпуск - 1984, по «Прощанию с Матерой» В. Г. Распутина), и, прежде всего, «Иди и смотри» (1985, главный приз и премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Москве), еще один давний и сделанный опять же на упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся «Убейте Гитлера», - все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалипсическом взгляде режиссера.

Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского кино, находившихся в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 на историческом (теперь этот историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его первым секретарем и пробывшему на этом посту до 1989.

В этот период режиссер начал подготовку к реализации амбициозного замысла экранизации «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а неофициальным - слух о действительно распространенном в среде творческих людей поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с этим романом, представляется также небезосновательным предположением, что сам Климов, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую манеру, осознал, что без этого браться за «Мастера и Маргариту» бесполезно.

Большой энциклопедический словарь

КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933) - российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1976). Фильмы: "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964), "Спорт, спорт, спорт" (1971), "Прощание" (1983), "Агония" (1985), "Иди и смотри" (1985). В 1986-90 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР.

Гуманитарный словарь

КЛИ́МОВ Элем Германович (род. 1933) - кинореж., окончил Моск. авиац. ин-т в 1957 и реж. ф-т ВГИКа (мастерская Е. Дзигана) в 1964. В 1964 снял сатирич. комедию "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (приз VII Междунар. киновстречи ф. для молодежи в Каннах, 1966). Посценарию А. Володина снял ф. "Похождения зубного врача" (1965, вып. 1969). В 1970 снял ф. "Спорт, спорт, спорт" (гл. приз МКФ спорт. ф. в Югославии, 1972; призы др. фестивалей спорт. ф.), соединяющий игровые новеллы с хроникой спорт. состязаний. Здесь и в дальнейшем К. нередко прибегает к гротеск. заострению жизн. мат-ла, к автор. осмыслению хроники. Сложным по построению и стилист. многоплановости стал ф. "Агония" (1974, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции, 1982). Совм. с Г. Лавровым и М. Хуциевым завершил работу над док. ф. М Ромма "И все-таки я верю" (1974). После трагич. гибели жены - кинореж. Л. Шепитько - К. продолжил работу над начатым ею ф. по пов. В. Распутина "Прощание с Матерой" (1983). В 1985 снял трагич. ф. о войне "Иди и смотри" (гл. приз и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве, 1985).

Соч.: Говорят лауреаты киносмотра // Искусство кино. 1985. № 12. С. 36-38; Иди и смотри: Киносценарий. М., 1987. (Совм. с А Адамовичем).

Лит.: Игнатьева И. "Иди и смотри" (СССР) // Иск-во кино. 1985. № 12. С. 80-88.

Полезные сервисы